На шаг ближе к созданию так называемой плазменной оболочки для сверхзвуковых самолетов, которая позволит в разы увеличить их скорость, подошли российские физики. Как сообщили в Самарском филиале Физического института им. П.Н. Лебедева РАН прояснена природа и воздействие «ударных волн в неравновесной среде», которая возникает вокруг крыла летательного аппарата.
По одной из версий, именно благодаря управлению такими волнами удастся добиться той немыслимой маневренности, которой писатели-фантасты наделяют «летающие тарелки» пришельцев с других планет.
«Управляя этим потоком с помощью магнитного поля, можно будет управлять самим самолетом, но для этого нужно создать поток плазмы в нужном месте и с нужными свойствами», — заявил один из исследователей эффекта, аспирант Ринат Галимов. За проделанную работу ученый получил медаль Российской академии наук.
Работы над созданием плазменной оболочки ведутся уже больше 20 лет. У работы нашлись также интересные астрофизические приложения. Оказалось, что исследования в этом направлении помогут пролить свет и на природу некоторых астрофизических явлений.
Подробнее: http://news.mail.ru/society/3834647/
--------------------------------------------------------------
Материал 2005 года:
"По мнению западных экспертов, Россия продолжает осуществлять пионерские исследования в области разработки генераторов плазменных облаков. Это позволит по-новому подойти к проблеме снижения видимости боевых самолетов на экранах радаров.
Несмотря на скудную информацию, стало известно, что в ФГУП "Исследовательский центр им. М.В. Келдыша" под руководством академика РАН Анатолия Коротеева разрабатывается плазменный генератор весом около 100 кг, который может быть установлен на тактический истребитель. Прототип прошел испытания на моделях и на борту реального самолета. Предполагается, что первым самолетом, оснащенным подобной системой, станет ударный истребитель Су-32/34.
Принцип действия системы западным специалистам видится следующим образом. Генератор, питаемый отдельным источником энергии, ионизирует воздух, окружающий самолет, - скорее всего, передние кромки аэродинамических поверхностей. Ионизированный воздух в граничном слое "обтекает" самолет, скрывая его в непроницаемом для вражеских радаров плазменном облаке. Генератор, по всей видимости, потребляет очень много энергии, и, возможно, система будет включаться только при обнаружении самолета радаром противника. Плазменное облако, окружающее самолет, сделает невозможной также и радиосвязь с ним; эта проблема, возможно, будет решена путем создания в облаке специальных "прорех". Вследствие значительного веса и очень высокого энергопотребления, система, как предполагается, предназначена скорее для самолетов класса Су-32, чем для более легких МиГ-29.
"