Слово Культура имеет древнее происхождение и состоит из двух корней: Культ - почитание, и Ур (санскрит) - огонь, свет. Анализ понятия «культура» - задача далеко не простая ввиду его многогранности. Феномен культуры изучают не только культурологи, но и антропологи, философы, социологи, историки, педагоги. Каждый исследователь подходит к изучению культуры со своими методами и способами, часто обращая внимание преимущественно на одну из ее сторон. Возможно, именно этим определяется то, что понятие «культура» употребляется сегодня во множестве значений. Существует более 400 определений этого понятия. Однако, несмотря на разнообразие определений, есть некоторые общие положения, которые присутствуют в каждом из них. Наиболее очевидны следующие: 1. Понятие «культура» применяется в отношении к человеку и обществу. 2. Понятие «культура» применительно к природе, измененной, обработанной, оформленной людьми или осознанной в качестве человеческой ценности. Культура, как понятие биологическое зародилось в древнем Риме. «Cultura» в переводе с латыни означает возделывание, воспитание, образование, почитание. Первоначально в сельском хозяйстве понятие «культура» означало разведение, выращивание каких - либо растений. В настоящее время слово «культура» имеет более широкий смысл. Культура, как разновидность культивированных растений: зерновые культуры, технические культуры, декоративные культуры. От слова «культура» в сельском хозяйстве возникли такие термины, как: «культурные растения» - растения, выращиваемые человеком, «культурные сорта» - совокупность растений, созданных в результате селекции, «культурооборот» - чередование культур, «культивация» - прием обработки почвы, «культурно технические работы» - мероприятия по улучшению почвы. В лесном хозяйстве, как известно, искусственно создаваемые леса называют лесными культурами. Здесь понятие «культура» заимствовано из сельского хозяйства. С развитием генетики и микробиологии возник термин «культура клеток и тканей». Начало изучения метода культуры клеток положено трудами Ф. Уайта и Р. Готре (нач. XX в.), затем более детально разработано Ф. Стюардом. Таким образом, понятие «культура» в лесном и сельском хозяйстве означает созданное или искусственно преобразованное человеком, то есть «вторая природа» или культурный биогеоценоз. Антонимом культуры является «дикость». Однако, на наш взгляд, это не означает, что культура – хорошо, дикость – это плохо. Культурное, созданное человеком в свою пользу, не всегда отвечает законам природы. Всем известно, что культурные растения менее устойчивы к неблагоприятным факторам среды, чем их дикие родственники. Понятие «культурное растение» и «сорняк» введено человеком, прежде всего, в соответствии с хозяйственными потребностями. По мнению Н.А. Харченко, в природе нет понятия «вредный» и «полезный», а есть только факторы среды, находящиеся в единстве. Любому лесоводу известно, что лесные культуры менее устойчивы, чем естественные насаждения, поэтому после проведения рубок главного пользования необходимо ориентироваться на естественное возобновление, а культуры создавать в случаях его невозможности. Теперь перейдем к связи между биологическим и гуманитарным понятием «культура». Культура - это явление, понять которое невозможно, не соотнеся его с природой. Формирование культуры связано с земледелием. Обрабатывая землю, окультуривая растения и получая урожай, человек невольно противопоставлял себя природе и оценивал свою деятельность и ее результаты как культуру. Но уже в древности обнаружилось, что культура каждого народа, развиваясь традиционно, соответствует ландшафту, природному региону проживания этноса. Таким образом, связующим звеном в сложных отношениях природы и культуры выступает человек. Человек - явление одновременно и природное и общественное. Поэтому ему свойственны как культурные, так и природные свойства. Лишь осознание взаимозависимости этих свойств образует ту культуру, которая не противоречит естественной среде, что особенно значимо в связи с современным экологическим кризисом, поэтому настоящее время появилось понятие «экологическая культура». На смену выдвинутому еще Ф. Бэконом положению, определяющему сверхзадачу человека, как господство над природой, приходит новый тезис - коэволюция, т. е. гармония, взаимодействие, взаимоподдержка общества и природы, человека и окружающей среды. Новым ценностным ориентиром становится ответственность человека, как мыслящего, разумного существа за судьбу планеты. Экологическая культура на нашей планете складывается в определенной степени как противовес культу техники, сформировавшемуся в европейских странах. Экологическая культура подчеркивает ограниченность человека. Даже если он и создаст экологическую цивилизацию в противовес технической и сможет на определенный период времени в определенной степени гармонизировать свои взаимоотношения с природой, он остается зависимым от природы, от ее фундаментальных, космических сил.