История Китая тоже окутана туманом. Хотя бы роль индоевропейских пришельцев в создании единого государственного пространства в тех краях. Жуны - первые китайские "имперцы" - были вполне себе голубоглазы, рослы и светловолосы. Поэтому когда говорим "мы", "наши" - сто раз подумать надо. Римский народ, строивший форты Лимеса, давно исчез, и нынешние обитатели ферм на холмах никакого отношения к римлянам не имеют. Как и современные египтяне к строителям пирамид.
Князь Кий - перс. Как и, например, Кей Кавус, легендарный герой из персидского Шахнамэ. Сарматские войска, занимавшие территорию Поднепровья, вполне логичным образом брали себе в командиры родственных и хорошо подготовленных в военно-политическом деле товарищей из Ирана.
Есть такая штука, ее можно назвать "традиция гео-инжиниринга", обустройства земного пространства вокруг себя, пространства дома, пространства города, пространства целой страны. Перегораживание громадных пространств стенами, валами, гарнизонами - это требует особого вИдения, особого устройства всей структуры народа. Хотя бы потому, что затраты на это огромны, затраты людские и ресурсов. Понастроить городов можно просто силами местных сообществ, каждое из которых будет свой город снабжать и оборонять - так и было в средневековой Европе, городов море, но вот стен поперек континета никто не строил(линия Мажино появится в 20 веке). Стена делит принципиально различные цивилизации. Срединную Империю и варваров.
И есть такая штука, как традиция обустройства интеллектуального пространства. Письменность, ее особенности и характер ее применения именно оттуда вытекают. Почему финикийцы сделали тот алфавит, который сделали? Потому что надо было много писать деловых документов, без разночтений, без ошибок, и читать-писать должно было уметь много людей. Финикийский алфавит был алфавитом купцов, а не письменностью жрецов и госчиновников. Совсем не то у кельтов и германцев - руны были вещью священной, писали их мало, все учили наизусть, устная традиция была куда важнее письменной.
Смотрим историю Руси. Кто пишет берестяные грамоты? Купцы, хозяйки, ученики, дьячки... Как и в Финикии, мы видим письменность рабочую, торговую, житейскую. Руническая письменность никогда, ни в какие времена не могла бы занимать эту нишу именно в силу своей оторванности от жизни простого народа.
Была еще одна мощная оборонительная система - на Кавказе, создание ее приписывалось лично Александру Македонскому. Я нагло процитирую почти целую 50-ю главу из путешествий монаха Рубрука к монгольскому хану в 13 веке, где эта фортификация описана:
"...Удалившись таким образом из Сарая в праздник Всех Святых и направляясь все к югу, мы добрались в праздник святого Мартина до гор аланов. Между Бату и Сараем в течение 15 дней мы не встретили никого из людей, кроме одного из сыновей Бату, который двигался вперед с соколами, и его сокольников, бывших в большом количестве, и одного маленького поселка. Две недели, начиная с праздника Всех Святых, мы не находили никого из людей; и мы чуть не умерли от жажды в течение одного дня и одной ночи, не найдя воды почти до трех часов следующего дня.
Аланы на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти аланы не выходили из гор для похищения их стад на равнине, которая простирается между владениями Сартаха, аланами и Железными воротами, отстоящими оттуда на два дневных перехода, где начинается равнина Аркакка. Между морем и горами живут некие сарацины по имени лесги, горцы, которые также не покорены, так что татарам, жившим у подошвы гор аланов, надлежало дать нам 20 человек, чтобы проводить нас за Железные ворота. И я обрадовался этому, так как надеялся увидеть их вооруженными, ибо я никогда не мог увидать их оружия, хотя сильно интересовался этим. И когда мы добрались до опасного перехода, то из 20 у двоих оказались латы. Я спросил, откуда они к ним попали. Они сказали, что приобрели латы от вышеупомянутых аланов, которые умеют хорошо изготовлять их и являются отличными кузнецами. Отсюда, как я полагаю, татары сами имеют немного оружия, а именно только колчаны, луки и меховые панцири (pelliceas). Я видел, как им доставляли из Персии железные панцири (platas) и железные каски, а также видел двоих, которые представлялись Мангу вооруженными в выгнутые рубашки из твердой кожи, очень дурно сидящие и неудобные. Прежде чем добраться до Железных ворот, мы нашли один замок аланов, принадлежащий самому Мангу-хану, ибо он покорил ту землю. Там впервые нашли мы виноградные лозы и пили вино. На следующий день мы добрались до Железных ворот, которые соорудил Александр Македонский. Это — город, восточная оконечность которого находится на берегу моря, и между морем и горами имеется небольшая равнина, по которой тянется самый город вплоть до вершины горы, прилегающей к нему с запада; таким образом, выше нет никакой дороги из-за непроходимых гор, а ниже нельзя пройти по причине моря, и дорога лежит единственно прямо посередине города поперек, где находятся Железные ворота, от которых назван город. Он имеет в длину более одной мили, а на вершине горы стоит крепкий замок; в ширину город простирается на полет большого камня. Он окружен крепчайшими стенами без рвов, с башнями, построенными из больших обтесанных камней. Но татары разрушили верхушки башен и бойницы стен, сравняв башни со стеною. Внизу этого города земля считалась прежде за настоящий рай земной. На два дня пути отсюда мы нашли другой город, по имени Самарон , в котором живет много иудеев; когда мы проехали через него, то увидели стены, спускающиеся с гор до моря. И, покинув дорогу через горы у этих стен, так как она сворачивала там на восток, мы поднялись на горы в южном направлении.
На следующий день мы проехали через некую долину, на которой видны были основания стен, простиравшихся с одной горы на другую, а по верхушкам гор не было никакой дороги. Это были укрепления Александра, удерживавшие дикие племена, то есть пастухов из пустыни, от наступления на возделанные земли и города. Есть и другие укрепления, в которых живут иудеи, о которых я не мог узнать ничего верного; однако во всех городах Персии живет много иудеев. На следующий день мы приехали к большому городу по названию Caмаг, а за ним на следующий день въехали на огромную равнину, именуемую Моан, по которой течет давшая имя кургам, именуемым нами георгианами Кура. Она протекает посредине Тефилиса, главного города кургов, и прямо с запада стремится, направляясь на восток, к вышеназванному морю; в этой реке водятся отличные лососи. На этой равнине мы снова нашли татар..."
Город - Дербент, а крепости на вершинах гор до сих пор прекрасно видны в Армении. Персидская империя степь стеной не перекрывала, а перекрывала ключевые долины и перевалы в горах. То, в принципе, вариант.