Я вас категорически приветствую, сегодня, 16 марта состоялась конференция Астрономического кружка города Воронежа. Докладчиками были в основном дети. Не смотря на свой ранний возраст (самый младший участник учился в 5 классе) темы были достаточно «взрослыми» и далеко не каждый студент ВУЗа подготовится на таком уровне. Да, они не знают еще многого в методике научного исследования и вариационной статистике и математике, но уже прекрасно разбираются в моделировании при помощи известных популярных астрономических программ, таких как Starcalc и RedShift. По долгу службы, и потому, что я человек науки мне приходилось бывать на разных конференциях, на некоторых в качестве докладчика, на некоторых из интереса, а на других в качестве фотографа и наблюдателя, и далеко не всегда студенты подходят творчески к работе. Часто люди приводят массу цифр, графиков, микрофотографий. Часто задаешь тупой вопрос, «а каково личное ваше участие в работе?». На что докладчик сразу теряется, и оказывается, что это банально написано для него, чтобы он прочитал «для галочки». А насчет микрофотографий отдельный анегдот: -Чем снимал? – Микроскопом PZO. – PZO – Микроскоп польского завода оптики, а какой аппарат для съемки – цифровой или пленочный? Звучит ответ с умным видом «пленочно-цифровой». Здесь же, у каждого участника в глазах виден интерес к представляемому ими материалу, видно, что докладчик хоть и не учил еще квантовую физику, но на своем уровне представляет, что происходит во вселенной. Работа здесь проводилась не для галочки и для ублажения чиновников, а прежде всего исходя из интереса к процессам, происходящим на земле и в космосе. Лично себя в этот момент я ощутил героем романа Братьев Стругацких «Гадкие лебеди», когда герой попадает в школу, где учатся суперумные дети. Да, у них нет серьезной лаборатории и оборудования, как скажем в НАСА, все оборудование, что есть, в рабочем состоянии поддерживается благодаря энтузиазму Владимира Ниловича, Ольги Кимовны, Игоря и других членов астрокружка. Но, отсутствие и дороговизна высокоточного оборудования не проблема для настоящего русского ученого, это тупой американец скажет: «вот дайте нам миллиард долларов на исследование», а у русского есть голова и руки, а также свалка и хлам – источник вдохновения. Для определения изменения метеорологических показателей во время полного солнечного затмения, таких как освещенность, температура, давление и скорость ветра своими были изготовлены точные приборы из подручных средств: старого радиатора и кулера от процессора, плафона от люстры, объектива от допотопного фотоаппарата, старых ручек, старого выпрямителя и другого космического мусора, в общем, было бы желание.
Меня лично заинтересовал доклад о Штормглассе – барометре, изготовленном древними алхимиками.
Штормгласс (штормглас) — это химический или кристаллический барометр, состоящий из стеклянной колбы или ампулы, заполненных спиртовым раствором, в котором в определённых пропорциях растворены камфара, нашатырь и калийная селитра. Этим химическим барометром активно пользовался во время своих морских путешествий английский гидрограф и метеоролог, вице-адмирал Роберт Фицрой, который тщательно описал поведение барометра, это описание используется до сих пор. Поэтому, штормглас также называют «Барометром Фицроя». В 1831–36 Фицрой возглавлял океанографическую экспедицию на корабле «Бигл», в которой участвовал Чарльз Дарвин. До конца своей жизни Фицрой заведовал метеорологическим департаментом Великобритании и руководил британской метеорологической службой. Барометр работает следующим образом. Колба герметически запаяна, но, тем не менее, в ней постоянно происходит рождение и исчезновение кристаллов. В зависимости от грядущих изменений погоды, в жидкости образуются кристаллы различной формы. Штормгласс настолько чувствителен, что может предсказывать резкое изменение погоды за 10 минут до такового. Принцип работы так и не получил полного научного объяснения.
Исследовала этот прибор ученица седьмого класса! Она только начала свою долгую работу по наблюдению за погодой и поведением прибора, к тому же она пытается определить влияние солнечной активности, чтобы понять наконец, как работает это устройство, которое к тому же, по ее наблюдениям, показало направление ветра (кристаллы повернулись в направлении соответствующим направлению ветра).
Один из докладчиков попытался разобраться в религиозных чудесах с позиции науки. Так ученик 6 (!) класса уже задался вопросом, «а что такое Вифлеемская звезда?» и попытался на него ответить, покопавшись в источниках и смоделировав ситуацию на компьютере. Выдвинуто несколько версий – что это или камета, как ее изображает итальянский художник эпохи Возрождения Джото ди Бондоне, или соединение венеры с Юпитером или Сатурном, что выглядит достаточно достоверно, поскольку звезду часто рисуют в виде креста. Также, была выдвинута гипотеза о Новой звезде, но эта новая звезда оказалась не на востоке, а на западе. Также были представлены реферативные работы, которые были куда лучше подготовлены, чем тупо слизанные с интернета рефераты по астрономии, которые школьники сдают в 11 классе для галочки. Не смотря на возраст участников, они уверенно отвечали на полученный вопрос, и мне лично, можете считать меня дураком, их было куда приятнее и интереснее слушать этих интересующихся детей, нежели некоторых наших мегаумных профессоров, которые не к месту употребляют кучу заумных слов, от чего совершенно не ясно о чем вообще доклад. Эти же дети говорили понятно и просто. Глядя на неподдельный интерес детей к бесконечному космосу и вселенной, понимаешь, что есть еще порох в пороховницах и не сломить системе великий народ русский. Хочется верить в блестящее будущее этих детей, которые не смотря на мир вокруг них смотрят в небо на звезды. И если под взрослением понимается то, что человек перестает смотреть в небо, перестает удивляться, интересоваться, творить, радоваться и вместо этого желает разбогатеть, купить крутой костюм, крутую машину, становится гламурным, начинает курить и пить, то пусть же мы все останемся детьми и будем дружить как дети и смотреть в небо и задавать вопрос: «а почему так много звезд?»
ЗЫ. Кто-то с пеной у рта орет перед камерой «мы работаем с молодежью мы работаем с детьми, дети наше будущее», а кто-то просто работает, и не за деньги, саморекламу и позерство на ТВ, а за идею. Да, это работа не для всех, но ведь важна не массовость, а человек и интерес каждого человека, а человечество, не интересующееся космосом и вселенной подобно крысе, у которой есть лишь ее нора и нет интереса до окружающего мира и того, что за пределами дома, из которого она ворует еду.
С места событий Вольный Стрелок
|